ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека).

   

Папесса (la Papesse)

СБОРНИК_02_4_1

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…и пожалуй, самое страшное, что сделал Гус в этот момент своего проповедничества пламенного: он вытащил на божий свет спрятанную церковью, знаменитую историю так называемой папессы Иоанны. Папа Иоанн VIII, который оказался женщиной – в глубокой древности, давно. Но это было так спрятано – он об этом сказал. Показав развращённость невозможную и сделав Вифлеемскую часовню местом, опасным для самых высоких иерархов церкви. А интеллектуальное сообщество реагирует по-своему. Церковь напряглась, готовится с ним расправиться, а он в 1409 году снова, ещё раз избран ректором университета. И тогда архиепископ пражский в 10-м году, Збынек, наносит ответный удар, как он считает. Он выносит постановление о сожжении книг Виклифа. И лично присутствует у этого костра. Они ещё не решаются сказать, что надо сжечь Гуса, но это прообраз, этот костёр – прообраз следующего костра. Архиепископ пражский присутствует лично, жгут книги Виклифа, все понимают, что виртуально, как мы скажем сегодня…» [P.97.29]

 

(Читает записку). «Смутно знаю про историю с римским папой, который оказался женщиной. Вы не в курсе подробностей?»

Кир БУЛЫЧЁВ (он же Игорь МОЖЕЙКО, доктор исторических наук): «Я не знаю, фантастика это или нет. А вернее всего то, что был, была, папесса Иоанна. Это был, если не ошибаюсь, IX век. Якобы была женщина молодая, которая смогла пробиться на этот престол. И просуществовала на этом престоле недолго, по-моему, год или два. После этого она забеременела, и во время торжественной церемонии у неё начался выкидыш. Она умерла, и это скрыли. Насколько мне известно, до сих пор на выборах Папы его сажают на специальный стул, такой, как детские стульчики, с прорезом снизу, чтобы специальный человек мог проверить, не папесса ли это. Проверяют его пол. Папесса Иоанна вычеркнута из списка пап. Вернее всего, она была». [T.10.LXIX.2]

 

 
     
 

Dr. Craig M. Rustici, Hofstra University: «В Риме благодаря своему уму и эрудиции, она быстро стала своего рода знаменитостью…»

В хрониках имя Папессы Иоанны встречается довольно часто, проблема в том, что записи о ней зачастую противоречат друг другу. Поэтому многие исследователи сегодня полагают, что вся история была сфабрикована. Для многих Иоанна стала символом того, чего может добиться женщина, для других – врагов Католической церкви – пример Иоанны свидетельствует о том, куда может завести католицизм.

Dr. Craig M. Rustici: «Она стала, своего рода, олицетворением Католической церкви в образе апокалиптической Вавилонской блудницы».

Период папства Иоанны не записан в официальной истории Церкви.

В немецком городе Майнц хранится собрание средневековых манускриптов. Среди тысяч книг есть более сотни, так или иначе посвящённых Папессе Иоанне. В том числе одна, датированная 1250-м годом, под авторством Жана де Мейи (Jean de Mailly), монаха-доминиканца, который составил историю Папства на латыни – языке средневековой Церкви. В списке Пап встречается упоминание о занимавшей этот пост женщине. Де Мейи пишет о том, что Иоанна родила ребёнка, но от также пишет, что имеет некоторые сомнения на этот счёт, добавляя латинское слово «requiro», что значит – «следует проверить». Де Мейи не называет имя Папессы, однако относит время её правления к 1099-му году. Это на сто пятьдесят лет раньше, чем указывает предыдущий автор.

В те годы происходил церковный раскол, который привёл к спорам о личности настоящего Папы.

Через двадцать лет после написания книги Де Мейи появляется ещё одно упоминание об Иоанне – в «Папских хрониках» Полони (Martini Poloni, «Archiepiscopi»)

Dr. Craig M. Rusticiy: «Он был священником и исповедником нескольких Пап и входил в ближайшее папское окружение, поэтому его словам вполне можно доверять».

Полоний называет Папессу именем Иоанна, впоследствии она станет известна как Иоанн (Восьмой).

Peter Stanford, writer, journalist and broadcaster («The She-Pope: The Legend of Pope Joan and Catholics and Sex»): «Он не мог просто выдумать это, он писал свои «Хроники» живя в Ватикане, состоя на службе у Папы и имея доступ к его библиотеке».

Полоний называет дату правления Иоанны – 855-й год – после смерти Папы Льва Четвёртого. Это на двести лет раньше, чем указал Де Мейи. Свидетельство Полония кажется наиболее правдоподобным, так как согласно другим официальным «Папским хроникам» в 855-м году, в период между правлениями двух Пап, действительно была смута. В записях Полония встречаются интересные детали о жизни Иоанны.

Dr. Craig M. Rustici: «Он добавляет в повествование эротические мотивы. Впоследствии они будут часто упоминаться другими авторами. Он пишет о том, что она оделась в мужские одежды и со своим спутником, возможно, это также был монах, отправилась в Афины».

Peter Stanford, writer: «Полоний не критикует Иоанну. Мартин Полоний говорит, что её папство было достаточно успешным, однако потом, примерно через два с половиной года, по его словам, она беременеет и рожает младенца, что и стало концом её правления».

В его рассказе есть и другие детали о жизни Иоанны, например, её родным городом называется Майнц – один из важнейших религиозных центров в Германии.

…для женщины в то время было важно иметь хорошее образование только в том случае, если она собиралась уйти в монастырь

Dr. Rosalind Miles: «Её ситуация была необычной, но, на мой взгляд, не уникальной: думаю, в то время многие девушки были недовольны своим положением и отношением к себе со стороны общества».

Peter Stanford, writer: «В возрасте двенадцати лет ей предстояло сделать выбор между учёбой, к которой она тяготела, и жизнью простой женщины, наполненной тяжёлым трудом и бесконечным деторождением».

На протяжении веков женщины множество раз переодевались в мужчин.

Dr. Samantha Riches, Lancaster University: «В легендах и преданиях о святых часто встречается упоминание о женщинах, переодетых мужчинами».

Dr. Craig M. Rustici: «Фактически можно говорить о том, что в Церкви существовала своего рода традиция переодевания. Существует около двадцати преданий о женщинах, ставших святыми в мужском одеянии».

Пелагию Антиохийскую, жившую в четвёртом веке, называли «Безбородым монахом». В течение жизни Пелагия сумела заявить о себе, но… переодевшись мужчиной.

Henrietta Leyser, BLitt MA, St Peter's College, Oxford: «Только когда святой умирал и его тело готовили к омовению, люди понимали, что это была женщина. Переодевания даже не сильно осуждались. Героическим женщинам приходилось делать это, чтобы выполнить своё предназначение.

Не думаю, что женщина могла стать «Епископом Рима» – это предполагало определённую степень интимности в жизни, которой в Средние века у людей не было».

Dr. Rosalind Miles: «Если Иоанна постилась, как это делают большинство монахов, и вообще жила суровой монастырской жизнью, то менструации у неё могли прекратиться, а если выделения и были, то не очень обильные».

Латеранская базилика (Basilica of St. John Lateran) – в Средние века это был главный Собор Епископа Рима. Маршрут Папской процессии начинается здесь и заканчивается в Ватикане, и пролегает по (этой) узкой улице.

…в двенадцатом веке маршрут был изменён – с узкой улицы на более широкую.

Peter Stanford, writer: «Возможно, чтобы избежать чего-то…»

С течением лет эту улицу стали называть «Vicus Papissa», то есть Улица Папессы. Здесь установлено небольшое святилище, сейчас оно закрыто на замок.

Peter Stanford, writer: «Многие путешественники упоминают в своих записях это небольшое святилище, в котором некогда стояла статуя Папессы Иоанны».

Впрочем, возможно, была и более невинная причина для изменения Папского маршрута: улица могла быть просто слишком узкой для большой процессии. Тем не менее, это незатейливое святилище остаётся напоминанием о последнем публичном откровении Иоанны.

…или, возможно, эта история и должна была звучать не слишком правдоподобно.

Henrietta Leyser, St Peter's College: «Эпизод с родами на улице делает историю Иоанны особенно захватывающей. Мне кажется вполне очевидным тот факт, что к ней не стоит относиться серьёзно: это похоже на сцену из какого-то карнавала».

Если публичные роды Иоанны это вымышленная история, значит кому-то нужно было её придумать. Чтобы понять это, надо изучить положение женщин в обществе тринадцатого века.

Люди, сочинившие историю Иоанны, не могли и подумать, что несколько веков спустя она будет трактоваться настолько по-разному, что приведёт к раздорам в Церкви.

…протестанты считают, что Католическая церковь запятнала свой моральный облик, забыв о призыве Христа к безбрачию. В своём стремлении дискредитировать Католическую церковь, протестанты находят идеальный объект для нападок – человека, который всей своей жизнью олицетворял падение нравов Католической церкви и подрывал непогрешимый авторитет Пап – это была Папесса Иоанна.

Peter Stanford, writer: «Сегодня мы говорим о том, что Папа непогрешим в вопросах веры и морали, поэтому история о том, что когда-то давно Папский пост заняла женщина, которая затем попрала религиозную мораль, звучит нелепо».

В средневековье многие принимали историю Папессы как данность.

Dr. Craig M. Rustici: «Католики могли позволить себе не обращать внимания на эту историю: они относились к ней, как к семейной неурядице, и не более того. Они не считали, что должны отрицать её».

Dr. Samantha Riches: «Папесса Иоанна, в некотором смысле, дискредитировала сам институт Папства, поэтому предпринимались серьёзные попытки показать, что эта легенда не подкреплена историческими фактами. Но так ли это было нужно, если сами католики не сильно расстраивались по этому поводу?»

Реформаторы церкви считали, что факт правления Иоанны прерывает легитимную линию папской преемственности.

Dr. Craig M. Rustici: «Если Папа – это глава Церкви, то что же случилось, когда Иоанна была свергнута? – Церковь лишилась головы».

К шестнадцатому веку история Иоанны стала инструментом в борьбе за власть внутри Церкви. протестанты используют её для нападок на Рим. Католическая церковь, раньше не уделявшая этой истории большого внимания, теперь отрицает сам факт существования Иоанны.

Легенда о Папессе Иоанне дошла до нас сквозь века и сегодня остаётся одним из самых странных эпизодов в истории Церкви.

Dr. Rosalind Miles: «История Иоанны не просто правдоподобна, она весьма вероятна. В те времена единственным путём спасения для женщин была Церковь, и хотя бы поэтому факт существования Иоанны никогда не будет опровергнут. Её жизнь, её история, её легенда никогда не будут забыты – просто потому, что люди хотят в них верить».

Dr. Samantha Riches: «Я бы сказала так: если бы Папессы Иоанны не существовало, её было бы необходимо выдумать. Её легенда сыграла важную роль как в женоненавистнических, так и в антипапских движениях в Церкви». [T.21.IV.7]

 

Сменив Льва Четвёртого, она восседала на святом престоле под именем Иоанна Восьмого около двух лет. Слава о её высокой добродетели так прочно утвердилась в Риме, что её единодушно избрали Папой. Бенедикт Третий взошел на престол после смерти папессы Иоанны.

Лео Таксиль [B.137.3]

 

 
     
 

Правление Сергия Третьего знаменует начало так называемой Порнократии (итал. pornocrazia romana, governo delle prostitute) – периода, который до сих пор приводит в ужас историков Ватикана, и которого они стыдятся. У Сергия была пятнадцатилетняя любовница Марозия (итал. Marozia), – дочь римского сенатора. Марозия уже замужем, что не мешает её прелюбодейство с Папой. В результате рождается сын, позже он сам станет Папой.

Prof. Horst Herrmann, Church Critic: «Марозия последовательно рожала Пап, приводила их к власти, лишала власти и убивала. От колыбели и до могилы – она делала многое».

Она привела к власти не менее четырёх Пап, после чего стала причиной их падения. Она устроила арест и убийство, по меньшей мере, одного Папы, несколько Пап правили лишь короткое время, после чего исчезали при таинственных обстоятельствах. Все разговоры о Папе-женщине имеют историческим обоснованием фигуру Марозии. Но чтобы женщина когда-либо управляла Ватиканом, – это невероятно. Начиная с 914-го года Марозия, тем не менее, контролировала Церковь «де факто» из Замка святого Ангела. В этот период Папство стало синонимом бесстыдства, злоупотреблений и коррупции. В декабре 955-го года внук Марозии становится главой Католической Церкви. Папе Иоанну Двенадцатому всего 16 лет, но у него несколько любовниц и он кормит две тысячи лошадей вымоченными в вине фигами и орехами. Он проигрывает пожертвования пилигримов и награждает женщин лёгкого поведения золотыми кубками из сокровищницы Ватикана. Иоанн Двенадцатый считается одним из самых недостойных людей, когда-либо занимавших папский престол. Его жестокое правление продолжалось восемь лет. За это время он оскорбил всё, что христиане считали святым. Он убивал и расчленял своих противников, совершал прелюбодеяния и инцест. Он страстный охотник, игрок и клятвопреступник. В итоге недостойный Папа пал жертвой разъярённого мужа, который поймал его на месте преступления и убил. Его бабка Марозия тоже кончила трагически в темнице Замка Святого Ангела. Епископа к старой женщине послали только десятилетие спустя. Его задача – изгнать из неё Дьявола раз и навсегда. После этого, простив Марозии все грехи, её казнили. Век Порнократии подошёл к концу. [T.4.XXI]

 

IX век, 897 год и суд над телом Папы Римского Формоза по обвинению в узурпации святого престола.

Алексей КУЗНЕЦОВ, историк и педагог гимназии № 1543: «…классификаторы-историки. Вот как этот период в истории папства называется, современная, разумеется, – эпоха униженного состояния папства. И действительно

Этот период, надо понимать, что буквально за сто с небольшим лет до описываемых событий у Римских пап появились светские владения: появилась некая территория. Благодаря деятельности основателя династии Каролингов Пипина Короткого – сына Карла Мартелла и отца Карла Великого. Он выделил некоторые территории в центральной Италии епископам города Рима: возникло то, что мы называем Папской областью. Собственно говоря, с этого момента начинается борьба могущественных итальянских кланов, которые, по сути, ставят своих Пап. Поэтому неудивительно, что периодически и достаточно часто возникают пары Папа и Антипапа. Это как раз период, когда рождаются слухи о Папессе Иоанне, которой, скорее всего, всё-таки не было, но сами по себе слухи достаточно характерны. Они показывают, какое смятенье в умах по поводу того, кто занимает…» [P.97.238]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ