ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IX. Protectores; Initiatio; Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф.

   

Initiatio: Посвящение; Идеология; Интеллигенция

ПОСВЯЩЕНИЕ - СБОРНИК_09_2_1

 
     
 

sacrātio, ōnis f посвящение Macr. [B.32]

 

sus-pendo, pendī, pēnsum, ere… 3) вешать (в храме), т. е. приносить в дар (богам), посвящать (vestimenta deo maris H)…

 

voveo, vōvī, vōtum, ēre 1) давать обет построить или принести в жертву, торжественно обещать (aedem L; templum С; victĭmam pro redĭtu O); посвящать (Volcāno arma L); жертвовать (caput suum pro salūte patriae C): vota v. Pl, О давать обеты; 2) желать, стремиться: quae modo vověrat, odit О то, чего (Мидас) недавно жаждал (т. е. золото), он ненавидит. [B.32]

 

 
     
 

В восточной мистической традиции есть понятие Дао (одно из его значений не-деяние) пути, который приобщает к вселенской энергии неизъяснимой, вне определений и качеств. He-деяние позволяет прикоснуться к Несказанному Источнику жизни. Однако Дао не имеет ничего общего с бесплодной пассивной инертностью бездельников.

Недостаточность знаний, обрывочность их, неполнота опыта делает полупосвящённых напыщенными и пугливыми.

В. АХРАМОВИЧ [A.248]

 

«Если разум и опыт в чём-нибудь совпадают, то для меня не играет роли то, что это противоречит мнению большинства» Галилей.

 

…философ Джордано Бруно был сожжён заживо за свою убеждённость в бесконечности Вселенной. Сегодня мы знаем, что его теория была верна. Используя телескопы в космосе, астрономы могут рассматривать другие солнечные системы, находящиеся на расстоянии многих световых лет от нашей. Учёные даже увидели там планеты, похожие на нашу.

Prof. Simon Schaffer, University of Cambridge: «Революция, совершённая Коперником, научила нас тому, что всё может быть не таким, как кажется на первый взгляд. Что здравый смысл и повседневный опыт не всегда правильны, и могут не соответствовать тому миру, который описывает наука». [T.10.CLXI]

 

 
     
 

Наиболее подробно рисует картину посвящения в Орден Ф. Ф. Гиршфельд. Напомню, в чём состоял ритуал. Проводивший посвящение старший рыцарь с белой розой в руке рассказывал вступавшим в Орден легенду о Древнем Египте (она опубликована в «Науке и религии», № 8, 1992). К посвящаемому подходили два других старших рыцаря (мужчина и женщина), призывая его быть мужественным, блюсти честь и хранить молчание. Затем принимавший ударял посвящаемого рукой по плечу, имитируя удар плашмя мечом в рыцарском посвящении, и предлагал ему выбрать орденское имя. В разных кружках эти имена начинались с разных букв. При вступлении неофиту сообщалось следующее: Орден имеет семь степеней, во главе его стоит командор; рыцари переводятся из степени в степень в зависимости от их деяний (практически это делалось по прослушивании определённого количества орденских легенд); цель Ордена борьба со злом (которое заключается во всяком проявлении власти и насилия); в Орден не принимаются члены политических партий (принадлежность к анархическим группировкам допускается); средства Ордена образуются путём ежемесячного отчисления рыцарями одного или полутора процентов их заработка.

«Мы сидели за круглым столом, накрытым скатертью, в середине которого стояла чаша с вином, накрытая белым покровом с чёрным крестом посреди. Сверху лежала какая-то веточка. На столе лежало Евангелие, заложенное голубой лентой. Праздник начался с вопроса младшего (по рыцарским степеням. А. Н.) из присутствовавших о том, есть ли совершенная красота. Все остальные по очереди отвечали на этот вопрос, после чего можно было приступить к еде. Затем руководитель рассказывал какой-то миф, содержание которого совершенно не помню. Праздник закончился пением хором гимна архангелу Михаилу.

А. НИКИТИН [A.257]

 

После смерти Кропоткина организовался Кропоткинский Комитет, в который я вошёл (других членов принципиально отказываюсь называть). Моя работа в Комитете заключалась в музейной деятельности собирание средств при помощи подписных листов, пожертвований, выступлений публичных и пр.; в архивной собирании биографических материалов, писании очерков, библиотечной работе; в организационной организации анархической секции Комитета, научной секции, социально-экономической и литературной, причём сам я состоял в анархической и научной секциях. Наконец, была пропагандистская работа, которая заключалась в написании статей и в лекциях по различным вопросам, связанным с личностью, мировоззрением и отдельными идеями Кропоткина...

По свидетельству немногих, кто знал Солоновича и остался в живых, он был блестящим лектором, увлекавшим любую аудиторию полётом мысли, эрудицией, образностью изложения. В то же время многие указывали на «бессистемность» излагаемого, на внешний эффект и ложную глубину. О противоречивости суждений и известной предвзятости Солоновича говорили и арестованные… Человек увлекающийся, Солонович обладал огромной энергией, которая уходила не на книги и статьи, а на общение с «публикой», на «массовые» мероприятия, над чем издевался Ю. Аникст: «Преподаватель Московского Высшего Технического Училища по курсу математических упражнений; наследник покойного А. А. Карелина по «анархическим» и оккультно-политическим делам и организациям, Алексей Александрович Солонович несомненно талантливая и незаурядная личность. Внешнее безобразие придаёт энергии его внушениям особую силу, особенно действующую на восторженных натур и женщин. Громадная активность, пропагандистская и организационная, искупает его организационную бездарность, окружая его постоянно видимостью организационного кипения, вереницей эфемерных организаций. Бесконечные ордена и братства: Света, Духа, Креста и Полумесяца, Сфинкса, Взаимопомощи и т. п., целая иерархия оккультных, политических, «культурных» организаций, посвящённых Иалдабаофу и его альтер эго архангелу Михаилу, феерией болотных огней вспыхивают на тёмных и извилистых тропинках его жизни...

Талант Солоновича своеобразен. Он пишет стихи. Но они никуда не годны по форме и их нельзя понимать: это какой-то набор звонких слов и образов. Он читает лекции и доклады, ошеломляет ими публику до одурения: столь они блестят эффектами остроумия, сравнений, неожиданных «новых» (хотя и вычитанных) взглядов и оборотов. Но как я ни пытался самое позднее на другой день после их произнесения узнать от его слушателей, о чём же говорил в лекции Солонович, ни разу ни один, несмотря на все потуги, не мог ничего, кроме внешних эффектов, припомнить...

«Если им (анархо-мистикам. А. Н.) кажется, что вы податливый человек, вам начинают предлагать переходную литературу: оккультные романы, йогов, каббалистов, теософов и антропософов, Карпентера, Эмерсона, церковных мистиков, Бердяева, Булгакова, литературу по сектантству, индусскую, персидскую и т. п. мистическую литературу, соответственно тому, что окажется подходящее. Вам читают лекции, направленные против материализма, или даже в первое время против наименее удобных форм материализма. Затем вводят в кружок взаимопомощи, изучения евангелия, изучения философии и т. п. Затем начинают незаметно прививать свой псевдопневматизм, антисемитизм, ненависть к науке и технике и к индустриальной культуре. Прививают любовь к средневековью, к магизму и т. д. ...»

А. НИКИТИН [A.256]

 

 
     
 

Впоследствии европейские «посвященные» потратили немало усилий, чтобы выяснить соотношение Шамбалы и Агарти. В итоге сформиревались две точки зрения: согласно одной, эти понятия тождественны; согласно другой, Агарти – это центр созерцания, не вмешивающийся в мирские дела, «скрытое место добра», а Шамбала – центр могущества, который управляет стихиями, человеческими массами и ускоряет приход человечества к «шарниру времени». Маги-водители народов могут заключать договор с Шамбалой, принося клятвы и жертвы. Именно такая Шамбала страшно интересовала вождей «оккультного рейха», организовавших немало исследовательских программ для поиска следов и наследия «центра могущества».

Сильными, уверенными мазками Рерих набрасывал контуры утопии…

Если последователи Рерихов продолжают петь ей хвалебные гимны («В неприступных высотах Тибета / в очистительном зареве звезд / Основало отечество света / Свой бессменный и вечный форпост». – Е. Сидоров), то православный апологет о. Андрей Кураев в работе, озаглавленной «Шамбала зияющая» пишет, что «величайшая тайна Шамбалы – это не более чем демонизм». Следует заметить, что точка зрения отца Андрея вполне согласуется с мнением французского традиционалиста Рене Генона, предупреждавшего, что Шамбала теософов есть один из центров сатанинской контринициации.

Как адепты Шамбалы, так и её противники практически не обращают внимания на то обстоятельство, что они имеют дело с «продуктом вторичным», с парамифологическими построениями, имеющими весьма мало сходства с образом из первоначальной традиции.

Древняя утопия обеспечила понятийным языком, «символьным капиталом» зарождавшуюся, но так и не успевшую проявить себя новую политическую культуру.

С. АНТОНЕНКО [A.224]

 

Излучаемая при концентрации мысли энергия может передавать на расстояние без помощи материального тела силу, проявляющую себя различным образом, там, куда она была направлена. Например, она может вызвать в этом месте явление психического порядка. Кое-что об этом я уже говорила в рассказе о «тюльку». Энергия, направленная на объект может проникнуть в него и наделить его необычайной силой.

Этим методом пользуются учителя-мистики при посвящении учеников. Посвящение у тибетцев заключается не в сообщении доктрины или тайны, но в даровании силы и духовных способностей, дающих ученику возможность совершать специальные действия, для чего он и получает освящение. Тибетский термин «ангкур», переводимый словом «посвящение», буквально означает «передавать власть». Передача духовной силы на расстояние, как говорят, даёт учителю возможность поддерживать и, в случае необходимости, оживлять духовные и физические силы находящегося далеко от него ученика.

Применение последнего метода не всегда имеет целью обогащение объекта, принимающего направленные на него волны. Иногда, напротив, придя в соприкосновение с объектом, волны возвращаются к пославшему их «передатчику».* (*Я и здесь пользуюсь совсем не тибетской терминологией, но употребляемые мной выражения передают максимально точно для иностранного языка мысли и представления моих собеседников-тибетцев. - Прим. авт.)

Но при контакте с «адресатом» они забирают у него часть или всю его энергию и с этим зарядом возвращаются в исходную точку, где и поглощаются первоисточником энергии. Говорят, некоторым чёрным магам и существам демонического происхождения удаётся, пользуясь этим методом, приобретать необычайную физическую силу, продлять свою жизнь до бесконечности и т.д.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

 
     
 

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Вы оказываетесь вовлечены в поиски, вы входите в некую систему знаний, и, в конечном итоге, когда вы проходите её до конца, вы посвящаетесь в ту веру, которую символизирует эта пирамида. Жрецы давно умерли, но символы веры живы, – значит, она ещё сильна».

Пирамиды самые прочные сооружения, которые когда-либо были построены. Сейчас уже невозможно сказать, собирались ли древние жрецы посвятить в свой культ будущие поколения. Это ещё одна тайна пирамид, которую они унесли с собой в могилу. [T.12.XXXVIII]

 

 
     
 

Dr. Juliette Wood, Cardiff University: «Ритуальная магия особенно интересует образованное и начитанное общество эпохи Ренессанса. Погоня за запрятанными сокровищами, поиск смысла жизни – всё это очень изысканная магия, и именно ей и занимается Мерлин».

Это век Шекспира, век алхимии и оккультизма, попыток обратить любой металл в золото. Это Ренессанс, – время, когда наука и магия идут вперёд рука об руку.

В последующие века разум и религия вытеснили из повседневной жизни волшебство, а так же пытались подчинить себе дикую природу.

Dr. John Davies, Historian: «В начала XVIII-го века в классический период всё дикое считалось отвратительным. Существует даже упоминание о людях, которые, проезжая мимо гор в карете, опускали шторки на окнах, чтобы не оскорбить свой взор и разум видом. Ситуация меняется примерно в середине XVIII-го века, когда природой начинают интересоваться художники».

Новому процветающему миру требовалось античное прошлое способное оживить империи Греции и Рима. Общество заинтересовалось бритским и кельтским прошлым, а в особенности сказаниями и традициями друидов и бардов. [T.13.XLIV]

 

 
     
 

…к тому же настоящие события – ритуал, связанный с употреблением галлюциногенов, – происходили не здесь, а под землёй

Самая примечательная особенность Чавина [Чавин-де-Уантар (Chavin de Huantar)] – вот почему некоторые называют это место Храмом Судьбы – жуткие подземные ходы, тянущиеся на многие километры

Американский археолог Джон Рик считает, они были местом проведения страшного обряда посвящения, который должен был показать ужасную мощь богов Чавина и внушить благоговейный трепет.

Prof. John W. Rick, Stanford University: «Впечатляющие тоннели в толще известняка, галереи. Они были украшены скульптурными изображениями, каменной резьбой. Надо полагать, прежде чем неофиты спускались сюда, им давали проглотить некое психотропное вещество, «Сан-Педро», либо какое-то другое из галлюциногенов, существовавшее в Чавине».

«Сан-Педро» мощный галлюциноген, получаемый из кактуса Сан-Педро (Echinopsis pachanoi, syn. Trichocereus pachanoi). Столетиями его использовали в ритуалах по всей Южной Америке.

…у них возникали видения.

Prof. John W. Rick: «Похоже одно из ключевых условий этого испытания – потеря ориентации в пространстве и времени. Наверное, они несколько часов проводили в темноте в ожидании «пока что-то не произойдёт». И внезапно появлялся образ, словно выжженный в мозгу. Возникает особое состояние разума, о котором мы можем только догадываться – всё, от ужаса до глубочайшего переживания сознания силы веры. Это испытание, через которое довелось пройти человеку, становилось, я бы сказал, самым ярким событием в его жизни. Такое едва ли можно забыть. Образы, увиденные во время испытания, наверное, долгое время оставались в памяти.

Внезапно словно из ниоткуда появлялся этот невероятный каменный идол. Это изображение Лансона – главного бога Чавине. Как видите, это видоизменённое изображение человека с клыками, змеями вместо волос и с длинными ногтями, похожими на когти – антропоморфная фигура».

…в обоих случаях важную роль играли вещества, изменяющие сознание. Сосуд «Наска» украшен изображениями галлюциногенного Кактуса Сан-Педро. Точно такой же кактус, несомненно, изображён на каменной резьбе в самом центре Чавина.

Prof. John W. Rick: «Здесь шаман во время камлания. В правой руке он держит как жезл Кактус Сан-Педро. «Сан-Педро» вызывал видения, необходимые для усиления переживания. Психотропные препараты принимали не «ради кайфа» – это было способом направить человеческий разум в нужное русло, как это видно по архитектуре и живописи. Манипуляции со светом и звуком – всё служит одной цели. Наркотик в частности для того, чтобы унести человека из этого мира».

Oliver «Olly» Steeds, explorer and journalist: «А вы когда-нибудь его пробовали

Prof. John W. Rick: «Да, пробовал»

Oliver «Olly» Steeds, explorer and journalist: «И что случилось

Prof. John W. Rick: «Меня не стошнило. Нет, и это было моей ошибкой».

Oliver «Olly» Steeds, explorer and journalist: «Зачем вам, как учёному понадобилось принимать «Сан-Педро»? Как возникло такое желание?»

Prof. John W. Rick: «Когда ты не имеешь представления даже о том, как твой собственный разум реагирует на одно из подобных вещей, то абсолютно не понимаешь, насколько иначе всё выглядит. Как же тогда можно взглянуть на это с другой точки зрения, отличающейся от тех представлений, на которых ты вырос?»

Oliver «Olly» Steeds, explorer and journalist: «…Наска использовали мощные галлюциногенные вещества, чтобы опознать Мир Духов и, возможно, обрести вдохновение, почерпнуть идеи своих громадных изображений.

…этот обряд совершается здесь вот уже две с половиной тысячи лет.

Кактус содержит психотропное вещество под названием мескалин. Мескалин вызывает удивительные видения – решётки, соты или паутину. Доза больше полутора граммов может стать смертельной». [T.12.LIX.2]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ